меню

26 декабря 2018 г.

Встречались ли вам подобные?


Встречались ли вам подобные?

(психологический опыт)


Однажды путешествовал самолетом. Посадку помню в него: день солнечный, ветерок прохладный.
Какое-то немного торжественное чувство всегда бывает, когда восходишь по трапу. Не только лишь у меня, наверное. Похоже, в той или иной степени все испытывают что-то подобное.
И вот это создает какую-то общность. Она особенно чувствуется, когда еще и соседи попадутся нормальные. Так именно тогда и случилось.
Один был намного старше меня по возрасту, необщительный. Однако тут было как-то не в отрицательность это «не». Потому что есть люди ТЯЖЕЛО замкнутые, а тот сосед представлял их противоположность: он принадлежал к ЛЕГКО замкнутым, то есть к самодостаточным.
Присутствие таких радует. Потому что и такой человек с тобою как бы общается, но на свой манер: тем именно и устанавливает контакт, что попусту не общается. С такими в компании возникает ощущение надежности от присутствия рядом нормального человека.

Другая же соседка, напротив, была возраста моего, примерно. И вот она, напротив же, оказалась общительна. Причем, слава Богу, в меру. А то ведь обыкновенно девушки попадаются если не самозакрытые, так трещотки.
Короче, время проходило неплохо. Как поднялись над уровнем облаков, потянуло в сон, я и задремал. А потом…
Потом - дернул черт проснуться не вовремя. По крайней мере, такое вот иррациональное не отпускает чувство: если бы я тогда не проснулся… или бы проснулся раньше… или чуть позже – возможно, никакого кошмара бы вовсе не было! А просто все бы так и продолжало течь, как текло.
Конечно, логики в таком представлении наблюдать не приходится. Но ведь ее никакой не имеется также в том, что случилось.
Случившееся началось с того, что, проснувшись, по сторонам от себя я увидел пустые кресла. Подумал: так вот совпало, одновременно тому и другому соседу потребовалось отлучиться. Подумаешь. Хотя какое-то нехорошее чувство возникло уже тогда.
Оно заставило и меня самого покинуть кресло и выбраться в проход. И вот тогда я увидел, хоть и сначала не мог поверить своим глазам, что… опустели ВСЕ кресла.
И даже в этот момент я еще не совсем поверил, что оказался каким-то образом единственным пассажиром на борту. Но - холодок этого подозрения не замедлил сжать сердце.
Как это я и боялся, в другом отсеке салона тоже никого не было. Ну, и под конец обнаружилось, что дело обстоит еще много хуже, нежели я думал вначале. Ведь это бы еще ничего, если бы я оказался единственным ПАССАЖИРОМ на борту. Как выяснилось, я непонятным образом стал вообще единственным ЧЕЛОВЕКОМ в этом самолете!
Пилотов не было! Лампочки помигивали на пультах перед пустыми креслами. Описывал безучастно круги зеленый лучик радара под разграфленным стеклом… Конечно, если я правильно понял, что это был именно радар, а не что-то совсем другое.
Ведь я же абсолютно не разбираюсь в подобном оборудовании. Настолько, что у меня даже и не возникло мысли хоть попытаться здесь чем-то поуправлять.
Куда – если я и машиной-то управляю плохо! Хотя вот, подчиняясь стадному чувству, завел ее. Да только машина у меня все больше торжественно стоит во дворе, чем ездит.
Теперь я едва ли увижу ее еще раз. Как я едва ли увижу теперь еще раз и многое, многое другое! Наверное, последнее более менее нормальное, что предстоит мне еще увидеть, будет примерно вот такое же бескрайнее небо, какое вижу я и сейчас через пилотский фонарь.
Пока еще самолет летит… на автопилоте, наверное. Но ведь обязательно его горючее когда-то закончится! А совершить посадку на автопилоте же самолет вряд ли может.
А если даже и может - как я найду посреди множества этих рычажков и тумблеров переключатель в режим посадки на автопилоте, если такой вообще предусмотрен? И даже если вдруг случайно найду, так для этой посадки же потребуется задавать автопилоту какие-то параметры… Ошибка в любом из них перечеркнет всё!
…Вот как-то примерно так. Понятно, что я тут описал выше ситуацию фантастическую. Или, скорей, мистическую. Или, возможно, кто-то определит сие как жанр «психологический триллер».
А, между тем, большинство людей встречаются в своей жизни вот именно с чем-то подобным. По крайней мере, половина людей уж точно. И эта встреча ожидает их с неизбежностью. Я сделал для себя такое открытие, слушая откровенные разговоры друзей. Или даже, пожалуй, чаще - откровения случайных знакомых. Из тех бесед, знаете ли, которые ведут люди, с какими вы потом никогда не свидитесь. И вот именно поэтому можно говорить всё, как есть.
Конечно, не в прямом смысле половина откровенничавших со мной угодило в безлюдный самолет. Однако это есть ОБЩЕЕ в человеческих судьбах. Точнее – символическое и конспективное отображение происходящего с большинством по жизни.
Ведь в юные годы жизнь имеет свойство напоминать взлет. Старт, славное начало какого-то захватывающего путешествия. Причем романтического весьма или уж, по крайней мере, - вполне осмысленного.
Все складывается хорошо или, хотя бы, более-менее хорошо. И точно уж не вызывает никаких сомнений, что где-то сжимают штурвал надежные руки пилота, который знает, как надо. Который обеспечит всегда порядок при любых обстоятельствах, потому как он профессионал и ему так положено.
Причем это убеждение твое разделяют с тобой окружающие люди. По крайней мере - нормальные. А таковых представляется большинство. И точно уж ты не сомневаешься, что тебе всегда будет, с кем пообщаться.
Однако вот с течением лет начинает преобладать убеждение вовсе другого рода. Общаться не с кем. Или, по крайней мере, почти что не с кем. Потому что насчет большинства окружающих ты наперед уже знаешь, что выдадут они при попытках твоего общения с ними. Причем такая реакция их на тебя тебе либо надоела до чертиков своей стереотипностью, либо же она вообще такова, что рождает мысль: да лучше бы эти люди вообще не существовали!
Пожалуй, наибольшее раздражение вызывает всеобщий тупо пессимистический взгляд на жизнь. Впрочем, даже наверно нет: венцом печальных открытий оказывается понимание, что… они в этом правы.
Ничто нигде и ни кем не управляется! Не происходит путешествие к никакой высокой - или даже хотя бы просто ОСМЫСЛЕННОЙ - цели. А просто все течет как течет, совершаясь в этой жизни на автопилоте привычек, так сказать, пассажиров этого бытия.
А если разум для чего-то и нужен, то лишь для вычисления, каким будет неизбежный финал всего этого. Причем вычисления сии для твоего разума не представляют ни малейшего труда и не оставляют возможностей разночтения.
Так вот, каждому второму - если не вообще каждому - однажды предстоит пробуждение в абсолютно пустом самолете. Если только он уже там не проснулся.
Пожалуй, некоторые преимущества в этом смысле есть лишь у особенно одаренных тупостью от природы. У тех, которые просто не в состоянии осознать ужас этого положения, называемого людьми словом ЖИЗНЬ. Такой, пожалуй, найдет где-нибудь в самолете упаковку пива и станет, похохатывая, ее приканчивать, развалясь в опустевшем кресле пилота…
Ну, или может быть еще, наоборот, более умные тут имеют какие-то преимущества. То есть, я имею в виду, те люди, которые знают об этой жизни неизвестное остальным. Знают, потому что иначе чем объяснить, что они не утрачивают оптимизма, хоть и осознают все вышеописанное в полной мере? Да и еще в большей точности деталей, чем большинство людей!
И вот… иногда некоторые из таких рассказывают о своих этих знаниях.
Встречались ли вам подобные?

1 комментарий:

  1. Да, все мы в каком-то смысле в таком самолете... И в тысячной толпе ты одинок, и наедине с собою ты одинок...Этот текст мне напомнил одно место из Макса Фрая:
    — Макс, ты хочешь сказать, что я могу стать настоящим Тайным Сыщиком? — Нумминорих по-прежнему ушам своим не верил.

    — Разумеется, настоящим. Не игрушечным же! — улыбнулся я. — Мне кажется, что вполне можешь. По крайней мере, у тебя есть шанс проверить это на практике. Но для начала мы с тобой должны обсудить один щекотливый вопрос. Всего полчаса назад я пламенно дискутировал с шефом. Джуффин утверждал, что такому счастливому семейному человеку, как ты, все наши сомнительные чудеса будут только в тягость. Ему кажется, что ты не сможешь каждый день с легким сердцем уходить из дома на службу, если мы честно предупредим тебя: нет никаких гарантий, что ты непременно вернешься. Я, как ты сам понимаешь, утверждал обратное. И если ты считаешь, что я напрасно затеял все это мероприятие с твоим трудоустройством, пошли меня на фиг прямо сейчас, чем скорее, тем лучше!

    — Наверное, я понимаю, о чем ты говоришь. Знаешь, а ведь Хенна всегда говорит мне утром, отправляясь в свою лавку: «Давай хорошо попрощаемся, милый, кто знает, куда нас с тобой сегодня занесет!» Так уж она воспитана. Ее предки принадлежали к Ордену Потаенной Травы, как и предки твоего коллеги, сэра Мелифаро. Поэтому у нее в семье всегда следовали традиции этого Ордена — перед тем как уйти из дома, нужно попрощаться со всеми, кто тебе дорог. Не формально, а по-настоящему. Просто потому, что всякая человеческая жизнь — совершенно непредсказуемая штука, и намерение вернуться домой к ужину — всего лишь хрупкие планы слабого человека, который не знает, что ждет его за порогом дома. Поначалу меня пугали ее слова, но потом я понял, что они не пророчат беду, а просто освобождают от ненужного беспокойства. Когда нет никаких гарантий, терять тоже нечего.
    Макс Фрай "Зеленые воды Ишмы".

    ОтветитьУдалить