меню

7 ноября 2012 г.

Осмомыслы




ОСМОМЫСЛЫ старинных глаголов


Глаголы дедов


Повивальные бабки Руси –
Осмомыслы старинных глаголов –
Отвечают, чего не спроси,
Обращаем горе или долу

Очи разумов наших земных,
Суетой заметённые буден.
Разговорчатой* буквицы стих,
Енисейских кудесников бубен**

И седые дощечки кониг*** –
Почерневшие резы да черты –
Журавлино журчащий родник,
Пред которым и травы простерты,

И простерты, во славе, цари,
На санях принимавшие схимы****…
От заката до новой зари
Мы ГЛАГОЛАМИ ДЕДОВ хранимы.
_________________
* РАЗГОВОРЧАТАЯ буквица. До святых Кирилла и Мефодия на Руси были два вида письменности: руница и буквица. Кириллица есть упрощенный вариант буквицы, подогнанный под «цифирь». Старообрядцы писали не столько кириллицей, сколько буквицей. Причем – с «разговорами», как они это называли. То есть у старообрядческих переписчиков была неповторимая у каждого мастера манера разукрашивать начертания хвостиками да росчерками. По этим вот разукрасам, или «разговорам», как они называли, сведущие различали каллиграфические школы различных толков.
** кудесников БУБЕН. Сейчас почему-то думают, будто бубнить умели одни шаманы (монголы, угоро-финны). А вообще-то русское слово КУДЕСА означает именно БУБЕН (дюженник-осмосил).
*** дощечки КОНИГ. Когда книги вырезали на буковых дощечках чертами и резами, они еще назывались КОНИГИ: вместилища Кона. Но писали без огласовки: КНИГИ. А потом так стали и говорить.
**** на САНЯХ принимавшие СХИМЫ. Русские великие князья и цари, по обычаю, перед смертью постригались во СХИМУ (великий ангельский образ монашеский). А хоронили их по обычаю еще более древнему, северному, на САНЯХ. Эти сани родственники и приближенные несли на руках до могилы. Поэтому, например, ЗАВЕЩАНИЕ Владимира Мономаха начинается словами: СИДЯ НА САНЯХ…
© Ярослав Астахов, 31.10.2012

ОДЕСНУЮ

Под осенним тяжелым дождем
Пили крепкие меды забвенья.
И летели над Млечным Путем,
И вселенной услышали пенье.
Иногда уходи просто так –
Позабыв про свинцовые струи.
Здесь изнанка. Здесь просто пустяк!
Важно,
станешь ли ты
одесную.
16.06.2006

КРЫЛЬЯ

Такие крылья в этом небе…
Другому небу – не вместить.
Вчера я был, сегодня – не был,
А завтра снова я в пути.
От пирамид александрийских
До белых песен Воркуты
Отчаян поиск. Духа прииск –
Не время оно: это Ты.
Я видел Новое. Я знаю:
Другие сгинут: морок-царь
Своих не часто вспоминает.
Они лишь пепел. Мы, как встарь,
Идем былинными следами,
И: вот судьба – а вот оброк.
И светят крылья. И над нами
Поет, пронзивши сердце, рог…
30 мая 2007

* * *

И был огонь…
Огонь уже другой.
И тихий воск, приняв печать, истаял.
И прорастал клубящийся Покой
Знамением, наградой и крестами.
Мы тихо шли.
И ночь смотрела вслед.
И метеор над бездною распался.
Был дан обет и принят был обет
Ушли четыре, но один остался.
Твоя стена – такую не пронять.
Но этот Голос – он из бездн достанет.
Другого нет…
Лишь Свет и Божья Мать,
Лишь наша вера, истина и память.
21.02.07

РАВНОДУШИЕ

Белый камень высокой стены:
Монастырь сохранит от греха.
Закружились метелями сны,
Проступил огонечек стиха…
Понадвинутый низко клобук
Да власы серебрятся оплечь.
По псалтыри читает судьбу
Инок, чающий ангельских среч.
…Да взбежит в монастырской тиши
По руинам тревоги трава.
Станет ровной поверхность души –
Отразится в ней лик Божества.
02.09.2007

AETERNAE

Тепло ломает лед,
Века ласкают камень,
Стирая граней, жестких, суету.
И зарастают рвы…
Не тронуты веками
Лишь звезды высоты
И взгляды в высоту.
январь 1982

ЛАРЕЦ

Дворец бессмысленный, огромный...
Но держит комнату дворец,
Где почивает в нише темной
Резной, затейливый ларец.
Свеча в его играет камнях,
Прохладны скрепы, смел резец,
Но как наружность ни близка мне –
Не открывается ларец.
Вот янтаря святые слезы,
Вот кедр, и ясень, и сосна...
Но заперт рунами железа
Ларец, хранящий письмена.
21.10.97

ГРЕБЕНЬ

Гребень дивный старинный
Древо памяти давней
Луч раскинулся длинный
Светел полдень за ставней
Здесь пред медным зерцалом
Сумрак века иного
Что в глазах промерцало?
Кудри расчешешь снова
Дивным, старинным гребнем
Вырезанным из корня
Спутанное во бреде
Ляжет вновь, как исконно.
14 июля 1999
___________________
ПРИМЕЧАНИЕ
“Гребень” производит впечатление композиции, которая, будто бы, выстроена вся ради последней фразы. Но фраза эта и “звучала” последней. Все было “продиктовано” в той самой последовательности, в какой записано.
Я слышал это в течение 15-20 минут, пока лежал на спине с закрытыми глазами. Многие стихи приходят именно так. (Приходят – самое точное слово.) Только обыкновенно не от начала и до конца, как этот, а разрозненными фрагментами. Причем порядок, в котором фрагменты слышатся, может быть любым – не всегда последовательно от начала к концу, как было на этот раз.
Когда просматриваю потом набранное на экране, слова, как правило, не вызывают сомнений. Но не могу сказать этого же о знаках препинания. Вероятно, это потому именно, что я слышу стих, а не вижу. Однако может быть и более существенная причина. Стих тем и отличается от прозы, что структурирован уже сам, изнутри (хотя, конечно, отличается и не только этим).
Да, пунктуация жизненно необходима только сплошной строке – не строфе. Когда она бывает прилагаема к строфе формально, она насилует. Иное дело, если пунктуация создает оттенок...
Живая строка стиха тем и отличается, что она многогранна в отношениях со своей соседкой. Эти отношения меняются, как бы дышат. Одни и те же строки одного и того же стиха сегодня могут взаимодействовать через двоеточие, завтра – через тире, послезавтра – через запятую. Будет ли между ними точка – возможно, это как раз тот “вечный вопрос”, который и родил стих.
Подчас, расставляя знаки, мы заставляем что-то отцвести раньше. Поэтому иногда влечет воздерживаться от препинания... Строки многогранностью отношений подобны людям. Если отношения между людьми выстраиваются по жесткой схеме, и только – это юрисдикция, это проза.
Легко услышать. Легко записать услышанное, то есть соткать одежду. А что касается пунктуации... Она иногда представляет собой изготовление ювелирных украшений, а иногда – оков.

ТЫ ЖИВА

Не оплачу тебя со всеми
Пусть чумою плывет молва
Про лихое, гиблое время
Ты, Невеста, еще жива
Не исчислю твои обиды
Видно крест – тяжелее всех
Но молчи, орган панихиды
По живой панихида – грех
Непролазен твой лог туманный
Разминулись и сын с отцом
Но поет петушок деревянный
Над безумным ветхим крыльцом
Но клонятся святые дубы
Над местами победных битв
Но шевелятся мерно губы
Незабытых, седых молитв.
5.12.1999

МЕЖДУВРЕМЕНЬЕ(ЛЕТОПИСЬ)

Мчатся тучи, вьются тучи...
Колкий ветер свистит над пашней –
Ветер времени меж веками.
Посреди веков стоят башни:
Мастер мастера окликает.
Были кромом* дубы и сосны,
Да пожары пришли со степи...
Спохватились гасить, а поздно:
Тлеет летопись благолепий...
Тучи вьются... Да в них оконце
Синих бездн, огневого края!..
Ближе, ближе колокол солнца –
Воскресенья
былого Рая.
30.12.2000
_________________________
Стих прозвучал весь одновременно, когда лежал с закрытыми глазами на спине, расслабившись, приблизительно в 11.30. Сначала услышал отдельно фразу посреди веков стоят башни, а после – каким-то образом одновременно все, как это бывает во сне: неразличимый миг вмещает бездну событий. Сновидение вообще подобно стихотворению.
*Кром – древнее название крепостной стены, окружающей город.

ЗАКОМАРЫ ЗАКАТА

Опрокинулись каблуки –
Вечер помнит свои свободы
Нас догнал закат у реки
И пылают колонны, своды,
Закомары* лесных пространств...
Зачарованы храмом света,
Постигаем язык убранств;
Не растопчет судьба примету:
Мы не сделаем дальше шаг
Без того, чтобы встать иными.
Село солнце, но медлит мрак –
И бессмертен закат поныне.
25.6.2001
__________________
*ЗАКОМАРА есть часть храмовой стены, повторяющая вовне форму внутреннего пространства.

РАСПАД

Это звон колокольный ли, клекот копыт –
По дороге домой?
Это ветер ли вольной, узорной судьбы
Опалило бедой?
Ни дороги, ни зги, ни строки, ни угла –
В новый каменный век.
И живем позабыв, что сгорели дотла,
И согреет лишь снег.
Наменяли мы стен, наломали мы вех –
Рай распродан и ад.
Лишь по кромке воронки мерцающий смех...
Вот уж это РАСПАД!
25.6.2001

АНТИКАССАНДРА

…Позабудем азарт погони.
Заречемся рубить с плеча.
И ладони найдут ладони.
И растает металл в речах.
И откроем, что поле – чисто;
И заметим, что в небе – Бог…
Рассмеемся – и канет мглистый
Затмевающий сердце смог.
27.6.2001

ТРЕВОГА

Росписи стен базилики...
Тени как знаки креста.
Ангелов ласковы лики;
Ангелов строги уста.
Словно ничто не ломалось –
Словно б и не было скверн –
Греет «великая малость»,
Движется колокол, мерн...
Только –
Не слишком ли ярок
Люстр электрический свет?
Плавится сирый огарок –
Пламени будто бы нет!
Нет, не мираж бездорожье
В поле свинцовых тревог.
Жил, не заметив безбожья...
Жить, не заметив, что – Бог?
...Звери у стен базилики.
Тень вместо знака креста.
Плавятся ангелов лики –
Ангелам стерты уста!
16.7.2001

ТЕРЕМ

...И зашли в этот темный терем,
Где картин бесконечный ряд,
Где любому свой срок отмерен,
И чудовищ глаза горят.
И наскучив небесной лаской,
Пожелав, чтоб угар – сильней,
Сочинили слепую сказку
И навеки застыли в ней.
И срослись за спиною двери.
И ко ставню присох засов.
И покрылся травою терем –
Меж Ирийских пропал холмов...
И обжили сей терем темный,
Где небесная кроха – пир.
И прозвали его огромный
Непонятный бескрайний мир.
26.7.2001

ГОДЫ – КАМНИ ВЕЛИКОЙ БАШНИ

(Папе на шестидесятивосьмилетие) 

Годы – камни великой башни
Высоко вознеслась стена
Ты ступенями дней вчерашних
Поднимаешься – даль видна!
То, что прежде бывало скрыто
Недостатком прожитых лет
Нынче видится как с орбиты:
Строен ход мировых планет!
Вавилонским столпотворением –
Впечатления, имена...
Годы это... стихотворение:
Зарифмуешь – и даль видна!
29 мая 2002

СТАЯ РУСЬ

молитва отчаяния
Ты ушла далеко, далеко –
Далеко от земли своей.
Ты на небо восходишь легко,
Стая-Русь, во крылах лучей!..
Стая-Русь, кто тебя извел?
Кто заставил молчать ключи?
Кто испакостил твой глагол –
Притупил кладенцы-мечи?
Кто рассеял мертвую соль,
Взрезав лемехом интер-фраз?
Кто твою обналичит боль,
Ограняя подметный страз?
Кто пришел, яко тать в ночи,
Обезьянничая Его?
Лишь одно не украл...
Молчи!
Не скликай воронья сего –
Да останется первый скит
Неприметен в шизе реклам,
Да ложатся на холст мазки,
Да кадит
Надежда
Крылам!..
07.09.2002

СКАЗКИ

«и ну гадаху по чертам и резам»
инок Храбр
Отреченные сказки читая,
Глядя в зеркало темной воды –
Я иного себя вспоминаю:
проступают
в столетьях
следы…
И помчатся, мелькая, навстречу
Ковыли сарачинских степей;
Я пытался настигнуть Предтечу –
Я стремился бежать от цепей!
Не дожил я, как помню, немного
До крещения в мерной реке.
О прославившем Слово, как Бога,
Лишь гадал по чертам на песке…
Это юдоль, ты скажешь, печали,
Да и я не отвергну сего,
Коль рожден, когда Бога не знали,
Иль когда забывают Его.

РОЖДЕСТВО И СРЕТЕНЬЕ

Опоздать поезда мирозданья
Заставляло скольжение лет
И тяжелые плети желанья
Оставляли светящийся след…
Мы сходились и вновь расставались,
Но не верили в жизнь без огня.
И созвездия неба вращались
И как воск оплывала броня.
И мелькание спиц колесницы
Нам не застит закатную даль;
И когда б не случилось родиться –
Неизменны январь и февраль.
7 июня 2004 г.

СВЯТЫЕ

Их великую славу и честь
Никому до конца не разведать.
На Руси преступившие есть
Горизонт. И готовы поведать
О стоящем за гранью земли –
За жестоко прочерченным краем…
Потому, что при жизни ушли
В этот Свет. Лишь когда умираем
Открывается нашим очам
Что известно святому с рожденья.
И внимаем делам их, речам –
Вифлеемской звезды восхожденью…
вторник, 18 января 2005 г.

Комментариев нет:

Отправить комментарий