В заволжских лесах жил старец. Пустынник был. Келии своей одинокой вовсе не покидал. Разе что: единый раз во весь год ходил поклониться месту, где святый Варлаам сам себя в огне сжег, а никонианской веры не принял, когда его в нее силой переложить хотели.
На пепелище том славном нес послушанье инок. Покоил, принимал приходивших поклониться подвигу Варлаамову.
Да мало только, кто приходил. Леса заволжские-то по времени тому так и кишели разбойниками!
Скучает инок один. Скучает – все на дорогу смотрит.
И видит однажды вдруг: идут по дороге двое. Стрелец – косая сажень в плечах – в кафтане в уставном красном. Секиру на плече сверкающую несет. А рядом – священник в облачении полном: хоть вот прямо сейчас правь службу!
Обрадовался таким гостям инок – спешит отворять ворота.
Открыл и обмер: ни тебе стрельца удалого, ни священника облаченного!
Лишь входит старец-пустынник.
Один, и никого нет с ним рядом.
Подумал инок тогда – тоже ведь живой человек – аки случается подчас и нам, грешным, думать: ох, многонько вчера, видать, выпил!
Но… что ни год, а каждый раз видит он стрельца со священником, по дороге идущими, а как открывает им – нет: заходит старец-пустынник!
И так вот за годом год. И стал инок, тогда, подумывать: быть не может, чтобы с пьяных глаз каждый раз одно и то же мерещилось!
И рассказал он все тому старцу, да и спросил:
- Что ж это такое, отче? Ты уж вразуми меня, грешного. Тут, может соблазн какой?
Старец же отвечал ему:
- Нет, чадушко, не соблазн. Зане – чудо Господне. Дал мне, чтобы сумел и в немощности своей поклониться подвигу Варлаамову. Как только собираюсь в опасный путь – через леса-то разбойничьи, – то, един грешный суть, а становлюсь вдруг двумя! Один же из этих двух – праведник, а другой… куда еще как более грешный, нежели мое убогое недостоинство! Зато не занимать ему силушки. И вот, идет он через леса, секирою-то своей поигрывает – разбойника в грех не вводит!
- Велики чудеса Божии, – говорит инок. – Понятно, зачем стрелец! А ты бы вот меня еще научил, отче: зачем священник?
- А это, чадушко, чтобы против добрых людей случайно не согрешить, если на пути встретятся. Паломники… да ведь мало ли еще кто! Если бы один стрелец шел, то вот – видели бы грозную силу, и мог бы их Лукавый соблазнить так, будто бы сей мир только силой и держится. А ведь не правда это. У силы место свое, а Бог… Бог наш не в силе, а в правде! Так, видишь, правда сия идет в образе этого священника в облачении. Кого поддержит он словом добрым, кому совет передаст от Бога, кого исповедует и грехи отпустит, кого, может, и повенчает.
Задумался тогда инок… потом спросил:
- Вот, отче, мы с тобою люди духовные, но требуется иногда выходить и в мир. Скажи: а так ли нам всегда должно в мир выходить, как ты ходишь?
- Так вот и ходи, чадушко. И Бог тебя не оставит.
07.04. 2011 © Ярослав Астахов
Только что прочла Мельникова "В лесах". Прочитанное для меня актуально. Дает ответы на многие вопросы. Особенно о том, как вести себя в мире. Рассказ придает силу и уверенность.
ОтветитьУдалить